Зачем нужны ранние занятия музыкой?

Зачем нужны ранние занятия музыкой?Мало кого оставят равнодушным 9-летний мальчик, лихо музицирующий на фортепиано или семилетняя скрипачка. Кто-то решит: «И мой бы так мог»,  и будет изнурять ребенка «музыкалкой», забыв спросить о его желании. Другой, напротив, пожалеет «бедненьких деток»: сколько же кукол и футбольных встреч с ровесниками им пришлось отложить ради гамм и этюдов!

Помимо вышеперечисленного, существует еще ряд мнений из разряда: «Их и так в школе нагружают, а тут еще музыка... Если пойдет заниматься, начнет отставать по всем предметам». Да и в материальном плане это дополнительная нагрузка. Зачем платить деньги за уроки, если ребенок явно не претендует на звание второго Моцарта?

Тем не менее, исследования, проведенные учеными Вермонтского университета США, подтвердили, что независимо от конечного результата, сам процесс освоения музыкального инструмента положительно влияет на развитие ребенка.

Они проанализировали 232 томограммы мозга здоровых детей в возрасте от 6 до 18 лет, полученных в результате применения магнитно-резонансной томографии, обращая особое внимание на тех, кто занимается музыкой.

В процессе роста ребенка и по мере его развития кора головного мозга, то есть внешний слой, становится толще. Причем, было обнаружено, что некоторые участки могут утолщаться или истончаться под воздействием депрессии или агрессивного состояния.

Профессор психиатрии Джеймс Худзяк рассказывает: «Мы пришли к выводу, что чем больше ребенок играет на инструменте, тем активнее в коре головного мозга формируются такие функции, как концентрация внимания, способности преодолевать чувство страха, волнения и управлять эмоциями».

Данные томографии были подтверждены психологическими тестами, которые регулярно проводились с участниками эксперимента в течение нескольких лет наблюдений.

Отдельно хочется отметить влияние занятий на развитие детской моторики. Ученые установили, что нейронные связи в двигательной коре головного мозга (эта часть отвечает за планирование и выполнение действий) значительно укрепляются. Особенно это актуально для детей до восьми лет.

«Когда мы учимся играть на музыкальном инструменте, нам необходимо координировать работу рук в соответствии со слуховыми стимулами, – говорит Вирджиния Пенхьюн из университета Конкордии. – Осваивание музыкального инструмента в дошкольном возрасте стимулирует нормальное развитие мозга. В результате раньше образовываются связи между моторной и сенсорной областями мозга. Так создается основа, на которой могут строиться дальнейшие умения».

Согласно результатам исследования, опубликованных в издании Journal of Neuroscience, у людей, которые начали играть на музыкальных инструментах в дошкольном возрасте, лучше работают связи нейронов между левым и правым полушариями головного мозга. Благодаря этому они могут быстрее справиться со сложно структурированными задачами, включая те, которые не имеют никакого отношения к музыке. Сканирование их мозга показало, что белое вещество мозолистого тела имеет больший объём, в сравнении с теми, кто не занимался музыкой вообще, или уделял ей время, будучи взрослее.

Однако важно понимать что приведенные выше данные свидетельствуют лишь о том, что те, кто начал рано заниматься музыкой, обладают специфическими навыками, которые отличают их мозг от мозга других людей. Но это вовсе не значит, что такие люди – более талантливые музыканты.

Зачем нужны ранние занятия музыкой?К сожалению, в нашей стране практически не существует заведений, где бы дошкольники могли всерьез осваивать музыкальный инструмент. В детских садах и развивающих центрах, где подобные занятия прописаны в программе, на практике ограничиваются бубном, ложками, колокольчиками и прочими «шумелками». Что, возможно и неплохо... Лично мне сложно представить, как организовать урок игры на фортепиано для 4-5-летнего малыша, чтобы он получил удовольствие, а не угробил инструмент. Однако знаю понаслышке, что такие специалисты существуют, правда их услуги стоят недешево. В музыкальную же школу берут чаще всего с семи, самое раннее – с шести лет.

Меня и брата родители отдали учиться музыке в девятилетнем возрасте. Надо сказать, обоих – по нашему собственному желанию. Я занималась с удовольствием по всем предметам (пение, сольфеджио и др.), кроме, пожалуй, основного – игры на инструменте. Брату же напротив, нравилось только играть. Я закончила «музыкалку» с отличием, а он бросил после трех лет занятий, когда поссорился со своим учителем по аккордеону. 

В результате после школы я почти не брала в руки инструмент... Зато стала намного лучше справляться с публичными выступлениями: от экзаменов и театрального кружка до праздников на городской площади. А ведь в детстве исполнение простого стихотворения Деду Морозу было для меня огромным стрессом!

Брат же в последующем самостоятельно освоил гитару и стал развлекать пением друзей, благодаря чему прослыл душой компании.

Так что если ваш ребенок хочет посещать музыкальную школу, или кружок по игре на гуслях, или играть на басу в школьной группе, непременно поддержите его в таком решении! Польза этих занятий уже научно доказана.

А если дитя совершенно далеко от музыки, не стоит настаивать. Вряд ли из занятий «из-под палки» выйдет какая-либо польза. В конце концов, вариантов для развития способностей вашего ребенка (и совсем не обязательно музыкальных) сегодня великое множество!

Екатерина ИЗМАЙЛОВА