Советы логопеда родителям мальчиков и девочек

Каждый малыш сначала умильно лопочет, потом пытается произнести свое первое слово, затем осваивает все новые и новые слова и фразы. С появлением речи тесно связано формирование восприятия, памяти, мышления, воображения, чувств. Поэтому задержка в этой области влечет за собой и отставание в развитии психики ребенка. Мы получили консультацию об особенностях развития речи детей у логопеда, учителя-дефектолога центра развития ребенка «Академия детства» Ирины Григорьевны Пецык консультацию об особенностях развития речи детей у логопеда, учителя-дефектолога центра развития ребенка «Академия детства» Ирины Григорьевны Пецык.

– Ирина Григорьевна, я слышала не раз, что мальчики начинают говорить позже девочек. Можно ли верить этому утверждению?
– Да, по статистике, у девочек речь развивается раньше и быстрее, чем у мальчиков. Это, конечно, нельзя считать правилом, потому что на развитие малыша влияет много разных факторов, но в большинстве случаев мальчики действительно начинают говорить позже.

На это есть несколько причин. Во-первых, нужно учитывать природную предпосылку. Дело в том, что изначальные задачи у мальчиков и у девочек разные: у девочек это рождение потомства, накопление опыта, передача его будущим поколениям. Это, конечно же, предполагает обмен информацией, соответственно, речь у них должна развиваться быстрее. Мальчики занимаются освоением новых территорий, добычей пищи и всяких благ. Соответственно, речь у них играет менее важную роль.
Еще есть такое понятие, как биологический возраст. Его тоже можно считать причиной, по которой девочки начинают говорить раньше. Даже процесс беременности происходит по-разному: девочки вынашиваются дольше и рождаются уже более зрелыми, мальчики же рождаются раньше и соответственно дозревают уже вне материнской утробы. Поэтому мальчики и говорить, и ходить часто начинают позже девочек. Не спешите волноваться и бежать за консультацией к логопеду.
Еще одна причина кроется в физиологии. Дело в том, что мозговые полушария у мальчиков развиты очень хорошо: как левое, которое отвечает за речь и интеллект, так и правое, которое отвечает за пространственное мышление. Но те пучки нервных волокон, которые соединяют эти полушария у мальчиков очень тонкие. Они хуже передают информацию от одного полушария к другому, чем у девочек. Получается, что мальчик много знает, но ему трудно облечь свои знания в речевую форму.

– Скажите, мальчики всегда начинают говорить позже или на это влияют еще какие-то факторы?
– Это вовсе не закон. Совершенно не обязательно, что какой-то конкретный мальчик непременно должен заговорить позже какой-то конкретной девочки. Существует множество причин, которые могут повлиять на особенности развития малыша: наследственность, детские болезни, какая-то патология при беременности. Если у мальчика с этим все в порядке, то его речь вполне может развиваться так же, как и у девочек.
Я бы хотела предостеречь родителей, которые считают, что для мальчика нормально заговорить позже. Если малышу два года, а он не лопочет и не «агукает», то это уже тревожный сигнал, может понадобиться консультация логопеда.  Вообще, первая речь складывается еще до года, а к двум годам, как правило, кроха может похвастаться и большим словарным запасом и фразовой речью.

– Как родители могут помочь своему малышу?

– Независимо от каких-либо предпосылок, ребенок будет хорошо говорить только тогда, когда родители с самого его рождения активно участвуют в развитии его речи. Не надо думать, что ребенок еще слишком маленький и ничего не понимает. Он все прекрасно понимает и, если с ним заниматься, он начнет развиваться гораздо быстрее. Чем больше вы говорите, тем больше ребенок понимает и тем быстрее он начнет говорить.
Нужно обязательно называть все вокруг, объяснять происходящее простыми фразами. Тогда малышу будет гораздо проще научиться говорить.

– А как понять, своевременно ли развивается речь у малютки?
– Малыш, конечно, не обязан следовать этим нормам день в день, но, если отклонение значительное, то это уже повод обратиться за консультацией к специалисту. Причем, сначала к психоневрологу, чтобы проверить ребеночка на возможные отклонения, а затем к логопеду, который обязательно поможет крохе заговорить. Лучше лишний раз перестраховаться, чем запустить какую-нибудь болезнь… Кстати, мальчики больше подвержены логопедическим проблемам, чем девочки. С медицинской точки зрения этого не объяснить, но на практике среди детей с логопедическими проблемами большинство – мальчики.  

– Скажите, а с какими проблемами чаще всего обращаются за консультацией к логопеду?
– Наиболее частый логопедический диагноз – это дислалия. По-русски говоря, это нарушение звукопроизношения. Ребенок произносит какой-то звук неправильно, или не произносит его вообще, заменяет его более легким звуком. Такие вещи в принципе свойственны детям до пяти лет. Но при этом все равно с малышом нужно заниматься: слушать его речь, поправлять, если он говорит неправильно. Конечно, ребенок не научится хорошо говорить, если он слышит вокруг себя только неправильную речь.

– Почему так важно приучить ребенка к правильной речи, ведь достаточно многие люди картавят, например, и нормально живут при этом?
– Дело в том, что логопедические проблемы у малютки могут повлечь за собой проблемы в обучении. Помимо психологических проблем, когда ребенок просто начинает стесняться говорить, возникают проблемы и с чтением, с письмом. Это можно предотвратить, ведь консультации логопеда сейчас доступны каждому. К тому же у речи две стороны: понимание и воспроизведение. Редко бывает, что пострадала одна. Таким образом, из-за каких-то неправильных звуков процесс обучения для ребенка может стать совсем не лучшим периодом в жизни.

Варвара МЕРКУЛОВА

Этапы развития речи ребенка

1 месяц
– реагирует на обращение: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом.
3 месяца
– при общении с взрослым малыш оживляется, «агукает». Преобладают гласные звуки, а также согласные г, к, н.
5 месяцев
– малыш реагирует на направление звука, «поет», меняя интонацию голоса.
6 месяцев
– появляется первый слог «ба» или «ма». Возникает начальное понимание обращенной речи: ребенок прислушивается к голосу взрослого, узнает знакомые голоса.
8 месяцев
– возникает лепет, т.е. повторение одинаковых слогов: «ба-ба», «да-да», «па-па» и т.п. В речи используются звуки: п, б, м, г, к, э, а.
10 месяцев
–  малыш использует в общении как минимум 1-2 «лепетных слова» (типа «ляля», «баба»).
1 год
– ребенок употребляет уже 3-4 «лепетных слова», понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами.
1 год 3 месяца
– словарный запас увеличивается до 6 слов.
1 год 6 месяцев
– показывает одну из частей тела, словарный запас: 7-20 слов.
1 год 9 месяцев
– показывает три части тела, использует фразу из двух слов («Мама, ди!», «Дай ляля»). Словарный запас: 20 слов.
2 года
– ребенок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов; верно использует местоимения я, ты, мне. К двум годам ребенок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие(ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет.
2 года 6 месяцев
– ребенок правильно произносит звуки: с, з, л.
3 года
– словарный запас: 250-700 слов, ребенок использует предложения из пяти-восьми слов, овладел множественным числом слов; называет свое имя, пол и возраст; употребляет в предложении простые предлоги и союзы потому что, если, когда.
4 года
– в речи уже встречаются сложные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов. Ребенок правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает смягченное произношение согласных.
5 лет
– словарный запас увеличивается до 2500-3000 единиц. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов. В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.
7 лет
– словарь увеличивается до 3500 слов, усваиваются грамматические правила.

Если отклонения от нормы у вашего малыша достаточно велики, советуем обратиться за консультацией к врачу-логопеду.