Пусть детство будет счастливым: советы детского невролога

Сколько радости и счастья испытали я и вся моя семья, когда у меня родился сын! Мамой я стала раньше, чем врачом. И мой ребенок был для меня не просто ребенком, а, по моей неопытности, еще и во всех смыслах «наглядным пособием»...

советы детского неврологаС каким восторгом и умилением наблюдала я его первую улыбку, так называемые рефлексы новорожденных, шаги, лепет, жизнерадостность, забавные мысли и высказывания («папы нужны, чтобы дома строить и деревья сажать, а мамы, чтобы детей любить»), критику в адрес отца («я носом вижу, как ты куришь»)... И уже сейчас, будучи зрелым человеком, обладая более чем 20-летним родительским опытом и врачебным стажем, я, безусловно, согласна с высказыванием великого мыслителя и поэта Г.Гейне, который писал: «Единственная красота, которую я знаю, – это здоровье».

Так трудно бывает на врачебном приеме сказать родителям о нарушении в состоянии здоровья и развитии ребенка... И как горько, больно и обидно бывает им услышать: «Почему так поздно обращаетесь?» Но подобных переживаний можно было бы избежать. Ведь жизнь ребенка, его рост и развитие начинаются не со дня появления на свет, а с момента зачатия. Так что же делать? С чего начать?

Начните с самих себя. Здоровье ребенка в большой степени зависит от здоровья родителей. Правильно питаясь, регулярно чередуя труд и отдых, избегая различных вредных воздействий, можно «управлять» развитием своего будущего ребенка.
Следующим важным этапом в становлении нервной системы плода и новорожденного являются беременность и роды. Осложненное течение беременности (физические и психические травмы, стресс, токсикоз, угрозы прерывания) и родов (быстрые, слабость родовой деятельности, кесарево сечение и др.) оказывает неблагоприятное воздействие на нервную систему плода и новорожденного.

Но вот малыш появился на свет – с известным запасом сопротивляемости, устойчивости, «готовых» приспособительных механизмов. Можно считать, что это – подарок, которая добрая волшебница природа кладет в колыбель каждого ребенка. Но, чтобы сохранить этот подарок, надо им умело пользоваться. Ведь вместе с ребенком рождается мама, которая знает, как искупать малыша в нежности. И первый год жизни – наиболее ответственный период и непростое испытание для новоиспеченных родителей: колики, ночные бдения, ввод прикорма... Какими будут первые месяцы жизни малыша и, что кроха освоит за этот период, решать родителям.

Переломный момент наступает ближе к первому дню рождения. В связи с эти необходимо правильно организовать контроль за ходом развития ребенка и за состоянием его здоровья, чтобы как можно раньше, заметить отклонения в психическом и моторном развитии и планировать оздоровительные мероприятия.
Характерной особенностью первого года жизни ребенка является превращение его из беспомощного существа в человека с характером и определенными чертами личности. Нет больше такого периода в жизни, чтобы за 12 месяцев здоровый ребенок утроил свой вес и вырос на 25-30 см. В этот период центральная нервная система делает феноменальный рывок – к семи месяцам объем мозга удваивается, а к полутора годам утраивается. Бурно развивается и функциональная речевая система. Ребенок овладевает интонацией того языка, на котором с ним говорят: появляется гуление, лепет, первое слово и слова, он начинает понимать речь взрослых, общающихся с ним. У него постепенно вырабатываются навыки и умения: пить из кружки, есть пищу с ложки, хлеб и сухарики, первые элементы навыка чистоплотности. Значительно расширяется эмоциональная сфера ребенка, и он адекватно реагирует на смену обстоятельств: плачем, смехом, улыбкой, хныканьем, интересом к окружающим предметам и действиям. Развитие всех умений и навыков на первом году жизни тесно связано с уровнем развития зрения, слуха, осязания и тесным образом в контакте с физическим развитием.

Для обозначения имеющихся нарушений в формировании нервной системы у детей в возрасте до года используется термин «перинатальная энцефалопатия». Проявления этого состояния разнообразны. Это могут быть признаки усиления нервно-рефлекторной возбудимости, повышения внутричерепного давления, расстройств мышечного тонуса, темповых отставаний формирования навыков крупной и мелкой моторики, предречевого и речевого развития. Кроме того, хотелось бы подчеркнуть, что нарушения в развитии детей раннего возраста, выявляемые еще до года, могут иметь последствия уже в дошкольном и школьном возрасте. Как правило - в виде гиперактивности и других двигательных, речевых, поведенческих, вегето-висцеральных или болевых расстройств. Существует масса литературы, в которой описаны варианты психического развития детей. И при знакомстве с ней у вас закономерно возникают вопросы: «Все ли правильно ли умеет делать мой малыш?»

Еще в XIX веке крупнейший терапевт России М.Я.Мудров высказал замечательное положение: «…Легче предохранять от болезней, нежели их лечить». В этой связи, безусловно, огромную роль играете вы, родители! Поскольку именно у вас имеется уникальная возможность постоянного контакта с ребенком, наблюдения за его поведением в обычных и стрессовых ситуациях. Таким образом, благоприятное развитие ребенка зависит и от внимательности и заинтересованности его родителей. Ведь не секрет, что осмотр в поликлинике часто бывает краткосрочным, врач успевает оценить только самые видимые нарушения. Задача доктора – тактично, грамотно расспросить, задать наводящие вопросы, касающиеся основных этапов в развитии. А детализировать отклонения во время консультации невролога позволяет та информация, которая может быть собрана и представлена вами, родителями.

При подозрении на задержку развития необходимо провести полное медицинское обследование. В зависимости от его результатов детский психолог и невролог составят программу лечения, учитывающую особенности развития ребенка и
направленную на устранение психических или речевых проблем малыша. В лечении используются медикаментозная терапия, различные физиотерапевтические методы и методики массажа. При составлении программы, как правило, учитываются характерологические, возрастные психофизиологические возможности ребенка. Занятия могут проводиться как индивидуально, так и в группе (музыкальные, рисование, лепка, мозаика, лечебная гимнастика и хореография) специалистами различного профиля. Вам могут понадобиться консультация логопеда и совет педиатра, а также педагога, кинезотерапевта или психолога.
 
На сегодняшний день можно предоставить комплексное лечение и коррекционные занятия по развитию детей в условиях камерных развивающих центров, имеющих необходимое оборудование и пособия для проведения занятий и, что очень значимо, штат специалистов высокого профессионального уровня, обладающих необходимыми знаниями, приемами и методиками работы с детьми.
Уважаемые родители, будьте и Вы активны в отношении своих детей – это наше будущее!

Кандидат медицинских наук,
заведующая отделением разработки программ
медико-социальной реабилитации
ГУНТ ОЦРДП «Парус надежды»,
врач-невролог Центра «Клякса»
Вера Юрьевна Авдонина