Не упустить важного

обучение иностранному языкуКогда нужно начинать обучение ребенка иностранному языку? Этим вопросом все чаще задаются современные родители.

 

Полки книжных магазинов переполнены литературой, посвященной обучению детей раннего возраста английскому или, что реже, другим языкам. И очень часто решающим фактором при решении этого важного вопроса становится не педагогический опыт, а красочное оформление книги, наличие картинок и аудионосителей в приложении.

Однако нужно быть осторожными. Обучение детей (и взрослых тоже!) иностранному языку будет эффективным только тогда, когда и дети, и родители ясно понимают цель таких занятий. Попробуем разобраться, зачем детям иностранный язык в том или ином возрасте?

 

3 года

Психологи предостерегаю родителей от занятий иностранным языком с малышами в возрасте до трех лет. И хотя диагноз «задержка речевого развития» встречается реже счастливых историй про ребенка-билингва, экспериментировать все же не стоит.

Идеальный вариант для трехлетнего малыша – погружение в языковую среду с акцентом на творческую деятельность. Например, в MINI детском саду «Интерлингва» общение малышей с педагогом происходит только на английском языке. Рисование, лепка, конструирование, аппликация, тематические праздники, музыкальный английский, традиционные английские подвижные игры учат детей общаться, раскрывают их творческий потенциал, развивают интеллектуальные способности, инициативность и самостоятельность.

 

4-5 лет

Этот возраст является периодом расцвета ролевой игры. Главное содержание общения детей заключается теперь в общем деле, сотрудничестве.

К сожалению, большинство упомянутых выше учебников по английскому языку для детей посвящены заучиванию названий окружающих предметов, цветов, животных и т.д. Дети очень быстро запоминают новые слова и … очень быстро их забывают. Поэтому занятия должны быть направлены не на усвоение как можно большего количества лексических единиц, а на воспитание интереса к другой культуре и другому языку, развитие коммуникативных навыков ребенка, умения выразить себя.

 

6 лет

Шестой год жизни является важным на пути подготовки ребенка к школе. В это время рекомендуется уделить внимание занятиям, обеспечивающим повышение работоспособности, развитие умственной активности, формирование элементов целенаправленного внимания, произвольной памяти, начальных форм осознанного управления своим поведением. Этому способствуют групповые занятия иностранным языком. Вообще, включенность в группу очень важна для дошкольников. Большинство психологов придерживаются мнения, что ни один взрослый не может восполнить ребенку дефицит и бесценный опыт общения со сверстниками. Родители любят своего ребенка таким, какой он есть, а в обществе он учится отстаивать себя и свои позиции. Доброжелательная обстановка центра «Интерлингва» формирует позитивный настрой ребенка на общение с другими детьми и взрослыми, учит доверять людям.

 

7-10 лет

Изучение английского языка в младшем школьном возрасте не только стимулирует развитие общих речевых способностей ребёнка, но и закладывает фундамент для успешного и не скованного никакими барьерами общения на иностранном языке в будущем. Многие родители ошибочно считают, что серьезное изучение английского языка начнется в средней школе, когда дети будут читать и переводить большие тексты, пересказывать их, учить темы и т.п., а в начальной школе занятия английским языком – это дополнительные нагрузки. Но познание для ребенка – это настолько естественное занятие, что он практически не устает от него. Важно только соблюсти одно условие: детям должно быть интересно. Поэтому в школе иностранных языков «Интерлингва» каждая встреча маленьких учащихся с английским языком построена на основе праздника, игры, сказки. А чтобы интерес детей не угасал, все занятия связаны в общий сюжет и проводятся в игровой форме с использованием стихов и песен. Блестяще справиться с этой задачей помогают уникальные учебники английского языка Top English. Учитывая возрастные особенности детей, и их интересы и увлечения, эти учебники помогают не только узнать англоязычную культуру, но и глубже понять свою родную.

В результате коммуникативных занятий английским языком развиваются фонематический слух, память, воображение, мышление на английском языке, языковая догадка, любознательность, общительность.

 

Уместно в любом возрасте

 

Для успешного поддержания интереса к иностранному языку (а, следовательно, и активного познания), важно погрузить ребенка в детскую языковую среду не только на занятиях в языковом центре, но и дома. Можно оформить детскую в стиле страны изучаемого языка: книжки, игрушки, национальные персонажи, герои мультфильмов. Или пригласить на детский праздник клоунов и сказочных персонажей со знанием иностранного языка. А школьники с удовольствием посмотрят детские зарубежные телевизионные каналы.

Если позволяют средства, предоставьте ребенку удовольствие самому познать мир и организуйте ему практику в естественной языковой среде. Пусть он увидит, что такое другая страна и другой язык. При живом общении с иностранцами происходит обновление лексикона и разговорных фраз, тем самым у детей абсолютно снимается языковой барьер.

Так с какого же возраста целесообразно начинать обучение ребенка иностранному языку? Однозначного ответа на этот вопрос, увы, нет. Ведь иностранный язык – это не самоцель, а только средство помочь ребенку стать развитым, общительным, уверенным в себе, успешным. И стремиться к этому нужно в любом возрасте!

 

Елена КУЗНЕЦОВА,

кандидат педагогических наук, академический директор

Школы иностранных языков «Интерлингва»