Лечебные нотки

лечение расстройств речи у детей при помощи музыкотерапииВ последние годы воронежские мамы активно интересуются «нетрадиционными», безлекарственными средствами лечения и оздоровления детишек. К примеру, в арсенале докторов нашего города можно найти лечебные иголки, чудодейственные ароматы, пиявки и общение с лошадьми. А еще у нас практикуется такая необычная методика, как музыкотерапия. О ее возможностях журналу «Мое маленькое чудо» рассказывает музыкальный педагог Надежда Петрухина.   

– Какая именно музыка используется на оздоровительных занятиях?

– Как правило, это детский песенный материал – из мультиков. Предпочтительно в живом исполнении, хотя и в адаптированном: темп меняется так, чтобы это было удобно детям. С ними предпочитаем работать вживую, «из-под пальцев», с помощью синтезатора. По советам педиатров, фонограммы используются дозированно, в основном для спектаклей. Мы с ребятишками и родителями ставим  маленькие музыкальные сказочки. Мюзиклом их не назовешь, это слово уже слишком ко многому обязывает… Дети даже декорации к ним делают сами, используем какие-то маски,  элементы костюмов, грима. Постановки получаются в стиле семейного, домашнего театра. Открываем занавес, они выходят, кланяются, как настоящие артисты…  Проводим именно комбинированные занятия, и обязательно вместе с родителями. Потому что ребятки видят, что родители с ними вместе играют, да на равных ползают по ковру, выполняя задания: например, показать собак, кошек или мультперсонажей. И мамы у нас не просто стоят, они полноценные, полновесные партнеры – и руководителя, и детей!

– А с какого возраста имеет смысл заниматься музыкотерапией?

– С года и практически до бесконечности: от малышей и практически до бабушек. Взрослым музыкальные занятия тоже дают заметную психологическую разгрузку.

– С какими же проблемами помогает справляться эта методика?

– Проблемы – самые разные… Можно получить совет от педиатра заняться музыкотерапией и при синдроме повышенной активности, и при элементах запоздалого психического развития. Тут на помощь приходит логоритмика – это проговаривание ритмически организованных фраз. Решаем проблемы с речью, заиканием, заторможенностью… Помогает и в ситуации, когда нет контакта между мамой и ребеночком. Занятия пассивной музыкальной терапией позволяют снять напряженность. У нас даже есть специальная комнатка – «сенсорная»: здесь происходит развитие органов восприятия, она успокаивает нервную систему и выравнивает эмоциональный фон у ребенка. Развивается и внимание, и фантазия. Хрустальный шар со звездочками, полностью освещает и расцвечивает всю комнату. Он дает одновременно и целостность восприятия, и фрагментарность, поскольку ребенок либо цепляет взглядом одну звездочку и прослеживает ее путь, либо смотрит на сам хрустальный шар, откуда все это распространяется. Есть у нас и бассейн с прозрачными шариками, он расслабляет ребятишек, получается своеобразный массаж. Здесь же проводим занятия  с дыханием – берем шарик на ладошку, и каждый на него дует. Стоит у нас в сенсорной и фонтан в стеклянной колбе. Он меняет свой цвет в определенном ритме, ребенок смотрит, как разноцветные пузырьки поднимаются снизу вверх, и засыпает… Фонтан находится в зеркальном уголочке, и малышам очень нравится разглядывать его со всех сторон и любоваться его отражениями. Тут же развивается слух – включаем записи классической музыки, наложенной, например,  на шум океана. Хорошо боремся с боязнью темноты. Сначала включаем все световое оборудование – вроде бы и не совсем светло , но и не страшно… А когда детки привыкают –  включаем уже что-то одно светящееся: звездочки, или вот Луну на этой стене…
Приходят дети абсолютно «несадовские», и в результате занятий становятся общительными, выходят из угла, начинают бурно фантазировать, причем очень красиво. Есть такой раздел работы, как сказкотерапия, даем самую обычную фразу: «жила-была Красная Шапочка», – а дальше они продолжают сами. Ну и соответственно – перестают бояться публики. Когда дети занимаются в группе, они уже хотят выступить, хотят показать, чему научились. И даже стираются границы между своей мамой и мамой другого… Ребенок уже запросто подает руку не только в детском коллективе, но и в смешанном, где есть чужие взрослые, а это очень важно.

– А могут ли родители сами что-то подобное дома делать для своих детей?

– Обязательно! Есть такое понятие «пространственно-музыкальная среда», и ее нужно формировать у себя дома. В каждой семье должна быть детская фонотека, предпочтительно из отечественной  музыки, если следовать советам педиатров. Потому что приходят дети – и 95 % не знают песенок из наших лучших мультиков. То есть они не смотрели ни «Бременских музыкантов», ни чего-то подобного… А ведь здесь идет очень мощный эмоциональный посыл! Желательно, чтобы все песни были в хорошем исполнении. Затем, какие-то элементарные музыкальные инструменты нужно завести, конечно, чтобы это было не «напряжно» для семьи. Не барабаны, а что-то с мягким звучанием – ксилофончик, может быть, какую-то детскую дудочку… Ведь игра на инструменте – это очень мощная эмоциональная разгрузка. И если, мы, взрослые можем пойти где-то кулаком стукнуть, то малыши вот таким образом – пошумели, позвенели – выплескивают свои эмоции. И конечно вместе с детьми нужно смотреть детские фильмы, детские концерты.

– То есть не просто включить телевизор и уйти?

– Нет, нужно найти время и просмотреть передачу вместе со своим ребенком! И ходить обязательно вместе! В филармонию, в театр, куда угодно… чтобы было совместное проживание волнующих моментов. Почему сейчас много детей с проблемами речи? Потому что мама ставит малышу диск и уходит… Мамочки, послушайте совета педиатров,  почитайте ребенку хоть одну сказку!

Как занимаются музыкотерапией

– занятия проводятся 2 раза в неделю примерно по 30 минут;
– при необходимости присутствуют родители: помогают в передвижении по залу, выполняют задания вместе с ребенком, осваивают приемы взаимодействия со своим малышом, наблюдают за динамикой его развития;
– одна и та же музыка используется многократно, чтобы дети в своем индивидуальном темпе смогли его усвоить и постепенно начали присоединяться к исполнению произведения музыкотерапевтом;
– музыкальный материал частично дублируется в разных группах, для преемственности. И детям, которые переходят в другую группу, легче вливаться в новый коллектив.
– на занятии создается безоценочная атмосфера особо доверительных отношений, где окружающие принимают каждого малыша без всяких условий.   

За время занятий дети постепенно начинают самостоятельно выполнять несложные движения под музыку. У них появляется песенный репертуар, который можно расширять дальше. Они способны не только пассивно слушать музыку, но и создавать ее – петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Но самое главное – то, что они взаимодействуют друг с другом и с окружающими их  взрослыми, и им это очень нравится.

Исследования психологов доказывают, что детей нужно обязательно включать в музыкальную деятельность, в процессе которой совершенствуются их двигательные, сенсорные и речевые функции, формируются навыки общения. И чем раньше начинаются занятия музыкотерапией, согласно совету педиатров, тем эффективнее ее психокоррекционное воздействие на ребенка.

Беседовала Ольга Стрюк