Консультирует психолог

- У моей дочери (ей скоро 4 года) в некотором роде опережающее развитие. С двух лет знает все буквы и может назвать несколько слов по категориям (имя, животное, фрукт) на любую букву, какую попросишь. Считает, пытается читать. Запоминает стихи практически с первого прочтения, сочиняет  сказки и песни (вполне логичные и с правильной рифмой). Очень подвижная, но  может некоторое время заниматься одним делом. Предпочитает подвижные игры и  конструкторы, головоломки, развивающие звуковые игрушки. С куклами играет мало.  Постоянно носит с собой какую-либо мягкую игрушку. Любит рисовать. Из цветов в  первую очередь выбирает синий. Но (особенно в последнее время) закрашивает  собственные рисунки и страницы в раскрасках черным цветом или же смешивает  краски до тех пор, пока не получится черно-коричневый. В садике рисовали елку.  По остаткам рисунка видно, что елка была вполне узнаваема и похожа-таки на елку, но сверху все равно замулевано серо-черным. 
Слепила снеговика из пластилина - воспитательница не успела вовремя его  забрать -  сплющила между ладоней. Это нормально? И о чем может сигнализировать такое поведение?

- Понятие "нормы" в возрастной психологии носит скорее статистический характер. В случае Вашего ребенка речь идет об индивидуальных проявлениях, реакциях на те или иные события в ее жизни. Возможно, Ваша дочь выражает протест строго регламентированной ситуации и требующим взрослым (если подобное поведение отмечается в детском саду). Есть вероятность, что ребенок таким образом освобождается от физического и  интеллектуального перенапряжения. Использование ребенком черного цвета не может рассматриваться вне контекста того, что происходит вокруг. Однако, чтобы ответить на Ваши вопросы более полно, надо разобраться в причинах действий ребенка, для этого необходима личная встреча с психологом.

 

- Здравствуйте, подскажите, можете ли вы нам чем-то помочь?
Дело в том, что у дочери-подростка до сих не сформировалось умение есть самостоятельно (((( Точнее, есть регулярно  по какому-либо режиму. Не чувствует она  голода, что ли... Если в обеденное время (да и в ужин) я не напомню, что пора поесть, может проходить голодной до вечера. И перед сном жаловаться, что сильно болит живот и голова. Начинаю разбираться: оказывается, просто не ела весь день.
Спрашиваю: почему - отвечает, что просто забыла. Пришла домой, занялась уроками, полезла в Интернет, телевизор... Когда напомню - таких проблем не возникает...  Выданный с собой в школу "перекус" тоже иногда съесть забывает. И что ж теперь делать - до старости все следить за ее режимом?

- Прежде всего я бы рекомендовала Вам проконсультироваться с врачом по поводу физиологического и неврологического состояния Вашей дочери. Здоровому человеку трудно подавить нормальные физиологические потребности, в том числе ежедневный прием пищи. Действительно ли Ваша дочь не ощущает чувства голода или за этим стоят психологические проблемы: повышенная тревожность, страх, неуверенность в своих силах и возможностях? Кроме того, девочки подросткового возраста часто опасаются поправиться и отказываются от еды, объясняя это совсем иными причинами. Необходимо понять, устраивает ли Вашу дочь ее внешность, хочет она что-то изменить или вовсе не принимает себя нынешнюю.
Если Ваша дочь здорова, то попробуйте делегировать ей ответственность за пищевой режим, ослабив свою функцию контроля над девочкой. Возможность самостоятельно осуществлять выбор всегда приводит к появлению ответственности ребенка за свои действия.

 

- Наталья Эдуардовна, у меня к Вам такой вопрос: я понимаю, что именно родители  во многом "формируют" будущего человечка и его жизнь. Это так сложно и тонко - как  правильно себя вести с малышом. Посоветуйте, пожалуйста, хорошие книги по правильному воспитанию.
И еще вопрос: как надо себя вести, когда ребенок не понимает слова "нет" и продолжает, скажем, тянуться к технике, огню или розеткам?
Спасибо!

- Уважаемая Юля!
По всей видимости, Ваш ребенок находится в «кризисном возрасте» трехлеток. Постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребенка. Позвольте малышу быть самостоятельным. Не вмешивайтесь (по возможности) в дела ребенка, если он не просит. Помните, что ребенок как бы испытывает Ваш характер, проверяя по нескольку раз в день – действительно ли то, что было запрещено утром, запретят и вечером. Проявите твердость. Установите
четкие запреты (нельзя убегать на улице от мамы, трогать горячую плиту, брать спички т.д.), их не должно быть слишком много. Этой линии поведения должны придерживаться все члены семьи (или хотя бы папа с мамой). Знайте, что ребенок многие слова и поступки повторяет за Вами, поэтому следите за собой (если мама излишне эмоциональна, привередлива – ребенок будет таким же).
При вспышках упрямства, гнева попробуйте отвлечь малыша на что-то нейтральное. Когда ребенок злится, у него истерика, бесполезно объяснять, что так делать нехорошо, отложите это до тех пор, пока малыш успокоится. Пока же можно взять его за руку и увести в спокойное безлюдное место.
В настоящее время в печатных изданиях публикуется большое количество информации о детях, взаимоотношениях с ними, их развитии и воспитании. Хочется отметить книги, написанные специалистами прежде всего для родителей, а не для профессионалов в области педагогической науки, отличающиеся простым, доступным языком и практическими рекомендациями:
Ю.Б. Гиппенрейтер. «Общаться с ребенком. Как?»
Ю.Б. Гиппенрейтер. «Продолжаем общаться с ребенком. Так?»
Масару Ибука. «После трех уже поздно»
Жан Ледлофф. «Как вырастить ребенка счастливым»
А.И. Баркан. «Его Величество РЕБЕНОК»
Е.Н. Корнеева. «Эти загадочные малыши»
Сигел Э., Сигел Л. «Как воспитывать дошкольника»

 

- Здравствуйте! Моему сыну Кириллу 4 года.Ему поставили диагноз "гиперактивность". Мы проходили несколько курсов лечения (фенибут, глицин, магне В6, тенотен, валериана).Каждый вечер у Кирилла появляются приступы повышенной активности: он бегает, прыгает, кричит.
Никого и ничего не слышит,его невозможно остановить, заинтересовать чем-то другим. Посоветуйте, пожалуйста, как быть?

- Уважаемая Яна!
Гиперактивность, или чрезмерная двигательная расторможенность, - проявление утомления Вашего ребенка. В отличие от взрослого, способного контролировать это состояние и вовремя отдохнуть, утомление ребенка проявляется в перевозбуждении (хаотическом подкорковом возбуждении). В первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может себя вести так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Вы можете помочь своему ребенку, придерживаясь следующих рекомендаций:
- Строго соблюдайте режим и распорядок дня малыша;
- Будьте последовательны и постоянны в своих воспитательных воздействиях;
- Старайтесь всегда говорить медленно и спокойно;
- Контролируйте свой гнев;
- Сохраняйте спокойный положительный эмоциональный настрой в общении;
- Отделяйте поведение от личности ребенка;
- Обеспечьте ребенку собственное психологическое пространство;
- Вводите постоянные поручения;
- Учитесь распознавать психологические сигналы, предупреждающие об эмоциональном взрыве малыша;
- Ведите дневник наблюдений за ребенком;
- Демонстрируйте положительную реакцию на позитивные сдвиги в поведении ребенка.