Как дрессируют кисточку

изостудия клякса воронежЧто важнее для юного художника: рисование или лепка? Могут ли дошколята создавать настоящие шедевры? И как же родителям развить художественные способности своего малыша – обо всем этом рассказывает руководитель изостудии центра «Клякса» Ольга Синенко.

 

– Ольга, как же вам удается заниматься изобразительным творчеством с такими крохами?

–Я начала работать в «Кляксе» с четырех-пятилетними ребятишками. Потом взяла трехлеток, затем 2,5-летних… И в этом году впервые появилась вечерняя группа годовалых малышей. Просто пришли мамочки и спросили, что есть развивающего для крошек… Порог все время понижается, хотя дальше уже некуда! И так уже «докатились» до годовалых...

На самом деле детям до трех лет групповые занятия не нужны… Однако сейчас это модно, а есть спрос – существуем и мы. Чтобы не травмировать самых маленьких, на занятиях присутствуют и родители. Большинству из них нужна мама в поле зрения, поэтому она либо просто сидит в кабинете, либо составляет вместе с ребенком такого «четырехрукого дракончика». Дети очень довольны! И работы в результате получаются очень хорошие. Да и в любой группе сначала сажаем их вместе и постепенно родителей отдаляем. Потом мамы уже сидят в коридоре.

– А вы не предлагали им тоже заняться изобразительным творчеством? Для себя?

– Когда дело доходит до организации групп, выясняется, что на себе родители уже экономят… А одновременные занятия мам с детишками – еще не разработанная тема. В  результате мамы начинают адекватно оценивать своего ребенка и его возможности, плюс у них появляются общие темы для разговора! К тому же мама, развиваясь в этой области, становится большим авторитетом для ребенка. И это лишний раз цементирует «пьедестал» родителей. Я работаю здесь 1,5 года, а еще преподаю в педуниверситете, на кафедре дизайна. На самом деле нет разницы между студентами и маленькими детьми: «фокусы», которые проходят с малышами, работают и на взрослых.

– А из чего конкретно состоят ваши занятия?

рисование студия для малышей лепка– Дети до 2,5 лет еще плохо держат кисточку, поэтому рисуют пальцами или всей рукой. Работаем и с пластилином – катаем шарики, колбаски – а потом собираем в фигуры. Взрослый помогает – потому что ребенку нужен результат: чтобы внешне его произведение выглядело красиво. Берем и тестопластику. Некоторым детям тяжело дается пластилин: он или слишком твердый или фигурки из него расползаются… А тесто – мягкое и послушное, к тому же безопасно, даже если его взять в рот.

Моя задача – дать понять, что рисовать можно всем чем угодно и на чем угодно: нужно только спросить разрешения… Даю ребятам основы обращения с кисточкой, чтобы они ее не боялись. Учу их «дрессировать» ее, как щенка. Кисти берем самые разные – от щетины до белки, рисуем и обратной стороной. Рисуем и нитками, и трубочками от коктейлей: капаем кляксу из краски и выдуваем из нее изображение. С этим не все сразу справляются – дуть нужно долго и притом направленно. Малыши часто вместо этого втягивают воздух в себя или просто жуют кончик трубочки…

рисунок детская  изостудия – Какими еще материалами пользуетесь?

– Любыми красками, но чаще всего гуашью. Акварель хороша не во всех видах, даже студентам не всегда легко ей пользоваться. А вот недавно мы с девочкой трех лет рисовали маслом! Поскольку ей родители купили набор этих красок…

Если идет групповое занятие, то командую я. А если индивидуальное – занимаемся чем захотите. Еще очень много работаем с бумагой: раскрашиваем, добавляем в работы. Дети до шести лет очень не любят закрашивать фон, психологи даже утверждают, что ребенка можно считать готовым к школе, если он делает это сознательно... Поэтому с малышами мы сразу берем цветной картон или бумагу. Используем и мятую бумагу, и салфетки: тут главная задача – чтобы получилось красиво…

Дети любят и лепить и рисовать. Поэтому мы стали объединять обе техники. Например, рисуем фон – пейзаж. И на нем размещаем лепных персонажей. Они у нас могут даже уходить с картины или пересаживаться в другие работы…

Ребятишкам часто легче сначала слепить героя, а потом уже его нарисовать. Лепка для них – где-то посередине между трехмерным и двумерным изображением. Кстати, мои студенты тоже часто прощупывают гипсовые модели прежде, чем их рисовать, чтобы «запомнить их рукой»… Если ребенок контактен – работать можно с чем угодно. Мальчиков тоже легко увлечь рисованием – не только машинок, но и замков, рыцарей… В школе обучение рисованию более стереотипное, а мы хвалим каждого и сравниваем только с ним же самим. И задания даем посильные, адаптирую их под возраст – многие родители потом удивляются, как красиво выходит!

 – А можно ли говорить, что ваши занятия помогают преодолевать какие-то проблемы ребятишек?

рисунок детский развитие занятия– В изостудии у нас дети от трех до шести лет сидят вместе. И не возникает никаких проблем в общении. Старшие даже начинают защищать маленьких, помогать друг другу – например, делать вместе бусы из бумаги. Поскольку группа маленькая, детки успевают привыкнуть друг к другу и учатся общаться. Есть ведь и неконтактные малыши… Последнее время работаем и с аутистами, у которых проблемы с адаптацией – у нас они набираются социального опыта.

А еще сотрудничаем с логопедами: стимуляция мелкой моторики отлично развивает речь. И если на занятиях у логопеда ребенку приходится потрудиться, то у нас он развивается играючи!

 

Советы родителям

– У ребенка должно быть место для рисования, лучше всего – не стол, а стена с куском ватмана или старых обоев, которые можно менять, когда они будут полностью изрисованы. Самые удачные «шедевры» можно потом вырезать и вставить в рамку. У ребенка обязательно должно быть место, где рисовать всегда МОЖНО! Пусть ребенку будут всегда доступны также листы бумаги и карандаши – это помогает ему выплеснуть свои эмоции, в том числе и негативные.

– В доме нужно иметь пластилин и краски, чтобы ребенок их не боялся. Часто приводят малышей на занятия – а они впервые видят эти предметы…

– Не мыслите шаблонами! Помогите ребенку раскрепоститься в творчестве: пусть даже на рисунках появляется красная трава…

– Собирайте интересные изображения! Хорошо, хотя и не обязательно иметь набор «стандартных» репродукций. Если что-то нравится самим родителям – покупайте и вешайте на стены.

– Не берегите повседневные работы юного художника – отдайте, пусть заиграет их буквально до дыр!